Проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ

Проектная деятельность в ДОУ является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых (педагог и родители).

Проектную деятельность можно назвать уникальной, поскольку она позволяет педагогу вести образовательную работу с интеграцией практически всех образовательных областей.  В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей и родителей над определённой практической проблемой (темой).

Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: участие в конкурсах, выставках, совместные экскурсии, праздники, поиск ответов на вопросы.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Проектная деятельность создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность.

В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Таким образом, проектная деятельность включает в себя: — задание для детей, сформулированное в виде проблемы — целенаправленная детская деятельность — формы работы воспитателя с детьми и родителями — результат деятельности как найденный способ решения проблемы проекта.

Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.

Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует: —

  • формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира)
  •  способности дошкольников к элементарной научной деятельности;
  •  развитию креативности;
  •  развитию психических процессов (воображение, мышление, речь, познавательные способности дошкольников; социализации; развитию коммуникативных качеств;
  •  повышению качества образовательного процесса;
  •  формированию сообществ «дети — родители» через преемственность работы ДОУ и семьи.

Таким образом, проектная деятельность – интересная современная модель построения воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста, которая отвечает интересам и запросам как детей, так и родителей. Поэтому ждём от Вас, уважаемые родители, заинтересованной включённости в образовательный процесс и активного участия в разных формах работы, организуемых в рамках проектной деятельности. Будем познавать вместе!

Posted in События.